Оценка товарного знака
[]

Оценка товарного знака

В условиях современной рыночной экономики любая собственность может стать потенциальным источником дохода. Товарный знак сегодня способен приносить значительную прибыль своим владельцам. Являясь одним из видов нематериальных активов, он оказывает значительное влияние на конкурентоспособность отдельного продукта и эффективность бизнеса в целом.

С целью определения реальной ценности этого актива и обозначения его рыночной стоимости проводится независимая оценка товарного знака. Данная услуга очень актуальна в современных рыночных условиях, так как позволяет владельцу выявить основные достоинства и недостатки проведенной работы по индивидуализации своего бизнеса, своевременно сделать необходимые выводы, повысив доходность своей деятельности.

Компания «Активные Бизнес Консультации» - независимая оценка товарных знаков любой сложности

Профессиональная оценка стоимости товарного знака – это комплекс сложных, ответственных мероприятий по индивидуализации и типовой классификации этого вида интеллектуальной собственности, выявлению основных отличий и особенностей продукции, нахождению аналогов и проведению системы расчетов по определению стоимости данного нематериального актива. От правильности оценки товарного знака во многом зависит успех рыночной деятельности предприятия, поэтому доверять ее проведение необходимо только опытной и ответственной организации с большим стажем  работы.

Консалтинговая компания «Активные Бизнес Консультации» предлагает услуги по независимой оценке товарных знаков и других нематериальных активов любого уровня. У квалифицированных специалистов и профильных консультантов компании не возникает сложностей с выбором необходимой методики проведения оценочных мероприятий для грамотного и достоверного обоснования итоговых результатов.

При выполнении оценки этого вида нематериального актива оценщику необходимо  учитывать множество разных параметров: информацию о предприятии, сведения о технологических особенностях производства, данные о продажах товаров. Обязательно учитываются финансовые показатели деятельности компании, характеризующие объемы производства и продаж товаров, прибыль предприятия, расходы по обслуживанию и поддержанию товарного знака, перспективы увеличения продаж и возможности расширения рынка. Оценка стоимости товарного знака компанией «Активные Бизнес Консультации» проводится в строго отведенные сроки, с обязательным соблюдением действующих оценочных стандартов и режима конфиденциальности полученной информации, с учетом всех пожеланий и требований Заказчика услуги.

Оценка товарного знака – основные параметры предмета оценки

Товарный знак – индивидуальный, запоминающийся набор символов и образов, позволяющий выделить продукцию или услугу среди других, аналогичных конкурентных товаров и услуг. В настоящее время он является мощным оружием в конкурентной борьбе, создавая у потребителя положительные ассоциации  и влияя на предпочтения покупателя при выборе продукта. Грамотное использование товарного знака может повысить продажи, позволяет обоснованно завышать цены в отношении аналогов, не обеспеченных достойной репутацией качественной марки и бренда.  

Располагается товарный знак, как правило, на товаре  и дублируется на упаковке для индивидуализации продукции (оказываемых услуг или специализированных работ), а также для обозначения самого производителя. Используют авторские отличия физические и юридические лица.

Товарные знаки подразделяются на следующие виды:

  • Словесные. Определенный набор сочетаний букв, комбинаций цифр и букв, а также может выражаться одной фамилией.
  • Графические. В этот вид входят графические символы, рисунки, со специальными сочетаниями цветов и узоров, объемных или плоских изображений.
  • Звуковые. В последнее время с массовым развитием рекламы в различных источниках информации производители индивидуализируют звуковые товарные знаки, которые присваиваются определенному виду продукции.
  • Комбинированные. В одном товарном знаке, как правило, гармонично сочетаются словесные и графические символы, которые располагаются в определенной последовательности и цветовом оформлении.

Высококачественный, профессионально выполненный товарный знак выполняет функции гаранта оригинальности и качества товара. Важные характеристики, влияющие на оценку стоимости товарного знака, – распространенность и узнаваемость марки, на которых базируется доверие потребителей и прогнозируемость спроса в будущих периодах.

Независимая оценка товарного знака проводится с учетом функций, которые выполняет этот актив. Среди самых действенных основных функций:

  • Отличительная
  • Индивидуализирующая

Учитывается также действие вспомогательных функций:

  • Рекламной, отвечающей за продвижение товара
  • Стимулирующей, повышающей качество товара
  • Охранительной, защищающей товарный знак от применения третьими лицами
  • Регулирующей, упорядочивающей статус и выпуск продукции

Современный покупатель не утруждает себя тщательным изучением свойств товаров, сразу доверяя известной или популярной торговой марке. Роль правовой охраны этого актива сегодня очень высока, и осуществляется она с помощью государственной регистрации и получения свидетельства на официально зарегистрированный товарный знак.

Основные цели и задачи оценки товарных знаков

Теория оценки нематериальных активов выделяет целый ряд факторов, когда оценка стоимости товарного знака актуальна для предприятий любой формы собственности и назначения деятельности.

Основные цели оценки товарных знаков:

  • Для внесения товарного знака в виде нематериального актива в уставной капитал компании. Раскрученный, популярный у потребителей товарный знак обладает несомненной ценностью, особенно для нового предприятия, являясь залогом успешного продвижения товаров на рынке. Поэтому независимая оценка стоимости товарного знака очень актуальна при организации или реорганизации коммерческих структур.
  • При осуществлении купли-продажи прав. Оценка обязательно проводится при заключении договора уступки на официально зарегистрированный товарный знак.
  • Для заключения лицензионных соглашений. Профессиональная оценка товарного знака при заключении лицензионных договоров – сегодня один из самых перспективных видов оценочной деятельности. Это связано также с активным развитием франчайзинга в России.
  • При определении ущерба в результате нарушений прав при незаконном использовании товарного знака, при производстве или реализации контрафактной продукции
  • В процессе приватизации или реструктуризации предприятий. При поглощении, разделении, слиянии, выделении, а также при проведении эмиссии акций обязательно определяется стоимость совокупности всех активов предприятия. Обязательно оцениваются и нематериальные активы, которые могут составлять существенную долю доходов компании.
  • При обращении в финансовые организации за предоставлением кредита или в процессе привлечения целевых инвестиций. В качестве залога для обеспечения кредитных средств могут использоваться любые активы компаний. Сегодня все чаще оценка товарного знака проводится с целью выявления стоимости обеспечения предприятия.

Методология оценки товарных знаков

Специалисты компании «Активные Бизнес Консультации» проводят независимую оценку товарного знака с помощью трех подходов:

  • Затратного
  • Доходного
  • Сравнительного.

Основной акцент профессиональные оценщики делают на доходный подход, так как именно прибыль, получаемая от применения товарного знака, дает преимущественное определение его стоимости. Сравнительный подход в условиях современной российской экономики пока не дает достоверных данных в связи с незначительной базой сравнения и закрытостью информации об уже проведенных оценках. Затратный подход в основном используется для оценки новых товарных знаков, не выпущенных еще на рынок.

Процедура оценки товарного знака

Для проведения оценочных мероприятий эксперты собирают следующую информацию и необходимые документы:

  • регистрационные документы на товарный знак, которые подтверждают его правовую защищенность и свидетельствуют о его достоверности
  • перечень продукции, производимой под данным знаком, фактические и прогнозируемые объемы изготовления, себестоимость товаров и их отпускная стоимость, а также другие показатели
  • показатели по отрасли и аналогичным предприятиям
  • обременения различными обязательствами
  • затраты, связанные с оформлением и защитой товарного знака

В рамках проведения оценочных мероприятий специалисты кроме анализа рынка проводят подробный финансовый анализ предприятия, использующего товарный знак, определяют возможные риски и рассчитывают размеры ставки дисконта.