Оценка деловой репутации (goodwill)
[]

Оценка деловой репутации (goodwill)

Деловая репутация с отличными характеристиками и положительными отзывами от профильных потребителей для любой компании является фундаментом долгого процветания, залогом постоянного спроса на ее продукцию или услуги, гарантией уважения и доверия партнеров по бизнесу. В наше время, когда российский бизнес широко вовлекается в общемировые рыночные процессы и борется с зарубежными компаниями за внутренний рынок, оценка деловой репутации становится актуальной и востребованной для предприятий различного назначения.

Независимая оценка репутации предоставляет для компаний следующие преимущества:

  • Положительная репутация со знанием специфики рынка сохраняет лояльность клиентов предприятия даже при появлении новых конкурентов.
  • Российские компании, которые участвуют в процессе слияний-поглощений, обладая хорошей репутацией, становятся приоритетными для заключения перспективных и взаимовыгодных партнерских соглашений
  • Отличная, объективная оценка деловой репутации открывает предприятиям новые возможности для реализации инвестиционных проектов и своих активов по более выгодной стоимости.

Главное - помнить всем владельцам организаций всех форм собственности, что любые действия по созданию и управлению репутацией будут ощутимы только в том случае, когда эти действия носят постоянный и долгосрочный характер. В этом же ключе реноме рассматривает и профессиональная организация, которая проводит оценку деловой репутации.

Компания «Активные Бизнес Консультации» - квалифицированная и объективная оценка репутации на уровне мировых стандартов

Профессиональная консалтинговая компания «Активные Бизнес Консультации» на протяжении длительного времени специализируется на проведении оценки нематериальных активов для различных сфер бизнеса, проводя оценочные мероприятия в полном соответствии с действующими российскими и международными стандартами. Так как оценка деловой репутации относится как к маркетинговой, так и к финансовой деятельности предприятий, при проведении работ компания «Активные Бизнес Консультации» привлекает высокопрофессиональных специалистов и консультантов, применяет различные подходы и методы, чтобы наиболее достоверно отобразить результаты оценки.

Опытные эксперты компании, проводя оценочные мероприятия, используют различные источники информации, а также собственные наработанные методики и специально созданное программное обеспечение. Высокая квалификация оценщиков в области фондовых рынков и знание экономических реалий российского бизнеса являются гарантией получения максимально объективного независимого отчета.

Понятие термина «Гудвилл», как предмета оценки деловой репутации

Нематериальные активы: бренд, товарные знаки, ноу-хау, авторские технологии, маркетинговые разработки организаций оказывают значительное влияние на конкурентоспособность бизнеса и его эффективность, принося фирмам дополнительные, порой существенные доходы. Поэтому нематериальные активы, стоимость деловой репутации, которой всю жизнь дорожили в России, оказывает прямое влияние рыночную стоимость предприятия и его эффективность. 

В международной практике в западных странах деловая репутация в качестве нематериального актива называется Гудвилл (Goodwill), что в переводе обозначает «добрая воля». Профессиональная оценка Гудвилла определяет совокупность всех элементов бизнеса, которые будут стимулировать потребителей обращаться именно в данную компанию. Гудвилл появляется, когда компания имеет стабильно высокую прибыль, а ее доходы превышают средний уровень в отрасли. Стоимость Гудвилла, как экономическая величина, может отображаться в балансе предприятия. Гудвиллом может стать любой фактор, помогающий фирме увеличивать свои доходы на единицу активов. При этом это может даже быть харизматичный менеджер экстра-класса, грамотный руководитель, выгодное месторасположение предприятия или его высокопрофессиональный коллектив.

По определению западных экспертов Гудвилл – это положительная репутация, «доброе имя» фирмы в современном бизнесе, которое ценится очень дорого, и ущерб от которого может повлечь разрушение деятельности компании.  Хорошая репутация нарабатывается фирмами годами, формируя мнение о продукте или услуге, схоже с инвестициями  в продвижение бренда или рекламу.

Оценка деловой репутации обязательно учитывает:

  • Уровень команды менеджеров и разработанную маркетинговую стратегию
  • Качество продукции (работ и услуг)
  • Кредитные показатели и финансовую стратегию фирмы, а также корпоративную культуру и хорошие отношения с поставщиками.

Иногда собственники бизнеса могут переоценивать или наоборот, недооценивать влияние своих нематериальных активов, в результате чего может пострадать стоимость самого бизнеса. Поэтому объективная, грамотно обоснованная оценка Гудвилла так ценится во всем мире, наглядно демонстрируя место компаний среди конкурирующих организаций.

Основные цели и задачи оценки деловой репутации

Определение цели определения стоимости деловой репутации является важным фактором, который влияет на процесс оценки, сроки проведения работ и их сложность, а также на ценовую политику оценочной компании. Наиболее часто оценка деловой репутации проводится в следующих случаях:

  • При продаже и покупке бизнеса. Это наиболее распространенные причины, при возникновении которых крайне важно учесть все достоинства и преимущества компании, ведь при высокой стоимости Гудвилла акции компании могут значительно подняться в цене.
  • Слияние и поглощение компаний. Участники сделки должны учитывать все важные факторы, чтобы рассчитать выгоду от будущего события.  
  • Инвестиционная деятельность. Оценка Гудвилла в виде независимого отчета, приложенная к инвестиционному проекту, значительно повысит рейтинг любой компании, которая ищет потенциальных инвесторов или уже подает документы на рассмотрение в финансовые организации.
  • Для организационных целей и внутреннего потребления. Профессиональный отчет оценки деловой репутации покажет руководителям компании все положительные и отрицательные стороны управленческих стратегий, финансовых влияний и рекламных мероприятий.

Цель и задачу ставит предварительно до оценочных мероприятий и заключения договора Заказчик оценки. На основании полученного задания эксперты компании «Активные Бизнес Консультации» подбирают наиболее подходящую и объективную методологию процесса.

Методология оценки деловой репутации

Для того чтобы определить стоимость деловой репутации, были разработаны несколько методов экспертной оценки, представляющие собой маркетинговые и финансовые подходы с применением разнообразных критериев.

Стоимость Гудвилла определяют:

  • Методом избыточной прибыли. В рамках этой методики противопоставляют уровень доходности оцениваемой компании и конкурентов в одной отрасли, выполняя капитализацию той части, которую нельзя рассчитать влиянием материальных активов.
  • Балансовым методом. Основываются на учете результатов операции купли-продажи. Величину деловой репутации представляют, как размер разницы между уплаченной за предприятие суммой, и совокупной стоимостью фактических активов и пассивов, которые зафиксированы в балансе на момент оценки.

Процедура оценки Гудвилла

Для проведения профессиональной оценки деловой репутации по Законодательству РФ и действующим стандартам оценочной деятельности, между Заказчиком и компанией «Активные Бизнес Консультации» обязательно заключается официальный договор, и представляются необходимые документы:

  • Копии документов компании (Устав, Свидетельство о регистрации, Учредительный договор)
  • Отчеты о выпуске ценных бумаг (прилагают акционерные общества)
  • Перечисляются виды деятельности, и составляется организационная структура предприятия
  • Бухгалтерская отчетность за последние 5 лет: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках.
  • Инвентарные списки и ведомости основных фондов
  • Данные о кредиторской задолженности.
  • Данные о дебиторской задолженности с перечислением сроков ее образования
  • Информация о дочерних компаниях

Данный список документов носит ориентировочный характер, и может уточняться после детального ознакомления эксперта с заданием на оценку.

Независимая оценка стоимости Гудвилла и ее результаты отражаются в отчете оценки, который выдается Заказчику в нескольких экземплярах. Подробные расчеты, информационные источники и заключение, содержащиеся в отчете, могут стать важными аргументами для дальнейшей деятельности фирмы, увеличения доходов и разработки инвестиционных проектов.